КАКИЕ НА РУСИ БЫВАЮТ ПАТРИОТЫ?

КАКИЕ НА РУСИ БЫВАЮТ ПАТРИОТЫ?

Патриоты бывают разные. Мы сами в партии патриоты, патриотами являются наши друзья и союзники. Патриотами называют себя и наши политические противники, те же Путин с Медведевым, например. В патриотов перековались явные враги нации и ненавистники России, еще недавно объявлявшие патриотизм «последним прибежищем негодяя». Патриотизм нынче в моде, поэтому нужно разобраться, кто из патриотов есть кто на самом деле. Необходима некая классификация разновидностей патриотизма, чтобы ориентироваться в политическом пространстве.

Патриотизм означает любовь к родине. Соответственно, российские патриоты любят свою Родину Россию, это их объединяет. Но вот под словом «Россия» патриоты не всегда понимают одно и то же, и это их разъединяет, порой непримиримо. Соответственно, классификация патриотизмов определяется тем, какое именно содержание те или иные патриоты вкладывают в понятие «Россия». А содержание раскрывается через определение – какую именно Россию любят ее патриоты.
 
В том, что касается государственной независимости страны, все патриоты едины, по крайней мере на словах (хотя из уст либералов-западников эти слова звучат неубедительно из-за оговорок насчет необходимости «вернуть Россию в цивилизованное сообщество»). Все  - за Россию суверенную. Но на этом единство мнений и заканчивается.

Даже в отношении территориальной целостности существуют разногласия. Например, русские ультра-националисты (к счастью, очень немногочисленные) ради этнической чистоты готовы свести территорию державы к нескольким среднерусским областям. Такая безжалостно обрезанная, но зато сугубо русская Россия, Россия без инородцев, в том числе без коренных ее нерусских народов, сердцу этих патриотов мила. Ее они любят, а нынешнюю, хотя и мононациональную, русскую, но все же полиэтническую Россию они не любят. Этот патриотизм правомерно называть ультра-националистическим.

Вторая разновидность патриотизма, также во главу угла ставящая этнический состав населения, это русский национальный патриотизм. В отличие от патриотов ультра-националистов, национал-патриоты любят Россию такой, какова она есть. Они считают огромное жизненное пространство более важным для выживания русской нации фактором, чем потенциальная угроза со стороны со стороны российских инородцев, крайне немногочисленных (полторы сотни нерусских народов в совокупности составляют около 20% всего населения страны) и, за редкими исключениями, адаптировавшихся к жизни в составе русского государства. Национал-патриоты ориентированы не на сокращение территории России, а наоборот, на ее увеличение за счет воссоединения с Украиной и Белоруссией, где живут этнические русские. Они исповедуют принцип «одна кровь – одна почва – одно государство».

Другие варианты патриотизма этническое наполнение понятия «Родина» игнорируют и рассматривают Россию с иных точек зрения.

Наиболее распространенным в безнациональной патриотической группе является государственнический патриотизм. Для патриотов-государственников главными характеристиками любимой Родины являются величие и мощь государства безотносительно к этническому составу населения. Типичным для этой категории патриотов является отрицание русского национального характера российского государства.

Так, публицист Ю.Крупнов в книге «Россия между Западом и Востоком» пишет: «Разумеется, русские для меня имя прилагательное – это не нация и не этнос, а … русские татары, русские буряты, русские евреи, русские осетины, русские корейцы, русские ханты и другие многочисленные русские – те, которые способны на продолжение тысячелетней уникальной российской государственности». То есть все, кроме «русских русских».

Наличие самоидентичного в биологическом и социальном отношениях русского народа патриоты-государственники отрицают. Тот же Крупнов уверяет, что «никаких таких этнических русских не было и нет… Русские – это те, которые по доброй воле служат России». К данной категории патриотов относится и В.В. Путин, считающий, что «если поскрести русского, то обнаружишь татарина». Буряты, ханты  и другие малые народы в их глазах являются «нациями и этносами», а русские не являются, это лишь «прилагательное», то есть нечто эфемерное, самостоятельного бытия не имеющее.

В последние годы набирает силу православный патриотизм, видящий в России оплот восточной ветви христианства. Продолжая идеологическую традицию Святой Руси, Третьего Рима и православной Российской империи, патриоты этого толка, как и патриоты-государственники, отказывают русскому народу в существовании. Но, в отличие от государственников, они  зачисляют в «русские» не всех тех, «которые по доброй воле служат России», а исключительно своих православных единоверцев. Их кредо – «русский значит православный».

Похожую антирусскую линию проводит недавно возникший либеральный патриотизм, адепты которого уверяют, что для развития России необходимо переделать ее разноплеменное «отсталое» население на европейский лад. А сама Россия рассматривается ими, судя по идее «либеральной империи», которую выдвинул Анатолий Чубайс, как «смотрящий» за пространством бывшего СССР по поручению и в интересах США. Приверженцем либеральной разновидности патриотизма является нынешний президент Российской Федерации Медведев, который хочет сделать из России «нормальную европейскую страну», то есть страну нерусскую.

Сохраняется и классовый патриотизм, по советской инерции видящий в России центр международного рабочего движения. Конечно, сейчас страна от классовой борьбы уклоняется, но тем не менее…

Существуют и другие разновидности идеологии российского патриотизма, но они погоды не делают. А варианты, перечисленные выше, разделяют российских патриотов на два лагеря по национальному признаку. Одним дорога Россия как Родина русского народа. Другим – как великое государство, как государство трудящихся, как религиозный очаг или как страна, интегрированная в западную цивилизацию во главе с Америкой, - но обязательно безотносительно к этническому составу населения.

Все эти россии, по логике патриотов из данного лагеря, возможны даже тогда, когда страна будет населена китайцами или марсианами. Но только не русскими, ни в коем случае. Да это, утверждают они, и невозможно – ведь этнических русских вообще на свете не существует…
Обобщая, можно подразделить российские идейные разновидности патриотизма на две основные категории. Это патриотизм национальный и патриотизм космополитический с акцентом на русофобию. Мы в партии являемся убежденными национал-патриотами и прочие разновидности патриотизма считаем идеологически вредными из-за общего для всех них русофобского космополитизма.

В своей патриотической позиции мы исходим из следующего.

Во-первых, русский народ существует как самобытная биосоциальная общность людей. Это факт биологический (подтвержденный недавними исследованиями в области этногенетики), факт культурный и факт исторический. Оспаривать его просто глупо. Равно как называть «русскими» татар с бурятами и евреев с корейцами – им это обидно, у них своя национальная гордость, основанная на собственной биологической и культурной идентичности, вовсе не русской.

Во-вторых, Россия была образована, всю свою историю существовала и продолжает существовать как государство русского народа. Акт создания собственного государства придал русскому народу качество нации. Интеграция в состав русского государства других народов вместе с их землями отнюдь не означает участия этих народов в государственном строительстве или обретения ими статуса наций наряду с русским народом. Это были и есть национальные меньшинства в мононациональном русском, но, в силу наличия меньшинств, полиэтническом государстве, называемом Россией.

И вряд ли другие народы, кроме русского, «способны на продолжение тысячелетней уникальной российской государственности». В структуру этой государственности, сформированной этническими русскими, они были включены русским народом в процессе его территориальной экспансии относительно недавно, а у самих у них в большинстве случаев никакой государственности никогда не было (что, впрочем, ни в коей мере не умаляет их национального достоинства – каждому свое).

В-третьих, в свете вышесказанного Россия без русских вообще немыслима. Это будет уже не Россия, а что-то другое под тем же названием. То ли государство, населенное конгломератом малых народов, которых ничто не связывает друг с другом, кроме общего гражданства (государственнический патриотизм). То ли некое увеличенное подобие Ватикана, только православного (православный патриотизм). То ли плацдарм мировой пролетарской революции (классовый патриотизм). То ли протекторат США с «общечеловеческим» населением, не имеющим ни национальности, ни пола, ни возраста (либеральный патриотизм). Ни один из перечисленных вариантов любви русского по крови и духу человека не заслуживает.

Все эти идеологические придумки, будь они буквально воплощены в действительность, означали бы крах российской государственности как таковой. Советский опыт классового патриотизма уже привел к распаду СССР, когда государствообразующий русский народ под воздействием семи десятилетий тотальной интернационалистской пропаганды временно утратил национальное самосознание.

Стоит «вытащить» из России ее русский «хребет» (а именно это и пытаются сделать патриоты-космополиты), как страна рассыплется на мелкие части – пропорционально величине территорий обитания ее малых народов. Государствообразующая роль русского народа в том и заключается, чтобы удерживать в едином русском государстве, мононациональном и полиэтническом, все российское жизненное пространство со всеми его обитателями, обеспечивая им безопасность и цивилизационное развитие.

Пока русский народ существует, Россия останется русским государством, а не каким-нибудь еще, несмотря на причудливые зигзаги на пути ее исторического развития, на шараханья из православного феодализма в советский социализм, а оттуда в обратном направлении, в дикий капитализм.

Все это вторично. Первична сама нация, то есть русский народ, создавший российское государство как механизм управления его народными делами. Формы государственности могут быть разными, но ее содержание не перестает все время оставаться одним и тем же, а именно национальным русским. Когда форма начинает мешать содержанию, сдерживает развитие нации, народ ее меняет, только и всего. Не всегда такие перемены бывают удачными, но тут уж ничего не поделаешь – пока не попробуешь, не поймешь.

Таким образом, русский народ существует как самобытное биосоциальное сообщество, и Россия является его национальным государством, в котором живет множество других народов, государствообразующей роли, в отличие от русских, не играющих. Это констатация реального положения вещей, из которого исходит русский национальный патриотизм. Национал-патриоты любят русскую Россию, и попытки прочих патриотов представить Россию любой другой, но только не национальной русской, их коробят.

Отрицание объективной русской реальности России иными версиями российского патриотизма обусловлено их идеологической ангажированностью. Причины неадекватного идеологизированного восприятия такими патриотами собственной Родины могут быть разными. Но для всех космополитических патриотизмов характерна патологическая русофобия вплоть до отрицания самого факта существования русского народа.

В результате получается, что российские патриоты (за исключением национал-патриотов) являются, как ни парадоксально это звучит, убежденными врагами русского народа. Такая вот образовалась идеологическая загогулина, шизофреническим образом противопоставляющая в России патриотизм национализму, которые в силу самой природы вещей являются двумя сторонами одной медали – любовь к Родине и любовь к народу неразделимы.
Граждане, будьте бдительны! Помните, что патриот патриоту рознь.

Александр Никитин
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Публикации