МЕДВЕДЕВ ПРО «ОТКАТЫ»

МЕДВЕДЕВ ПРО «ОТКАТЫ»

Правильно Дмитрий Анатольевич говорит – сажать надо откатобрателей в тюрьму на максимальные сроки. Хотя бы уже потому, что нынешнее правительство из-за этих самых откатов не может проводить никакую политику – ни правильную, ни неправильную.

Еще Ленин говорил, что там, где есть взятка, нет и не может быть никакой политики. Ильич имел в виду, что взяточные деньги блокируют исполнение политических решений, и был прав. А без практической реализации политики правительства, какой бы она ни была, государственная система идет вразнос и ситуация становится неуправляемой, что мы сейчас и наблюдаем. Военные давно знают, что в бою вовремя принятое неправильное решение лучше, чем отсутствие всякого решения (разумеется, если решение исполняется).
Но военным с их дисциплиной в военное время и Ленину с его революционным террором было легче, чем сейчас высшему государственному руководству Российской Федерации. У Ленина и у военных было все просто: не выполнил приказ – к стенке. В наше гуманное время на гражданской службе нравы не в пример мягче, поэтому чиновники всякий страх давно потеряли. До того обнаглели, что даже грешащий либерализмом Медведев с заметным сожалением упомянул об отмене смертной казни, которой убоялись бы казнокрады. Но в этом он заблуждается. Не убоятся. Потому что знают, что смогут откупиться.

Вторая после «откатов» тема президентского разноса чиновникам 28 октября – тема исполнительской дисциплины в части, касающейся самого главного для бюрократии, а именно выполнения поручений главы государства. Оказывается, дела там плохи даже по формальной отчетности контролирующих органов, то есть самой бюрократии. Соответственно, в реальной жизни они еще намного хуже. Не слушаются подчиненные своего большого начальника. Некогда им – воруют.
И будут воровать. И ничего президент поделать с этим при существующей политической системе не сможет. Сколько ни стучи кулаком по столу, сколько ни требуй «посадок» сановных жуликов, толку от этого никакого. Потому как вся система заточена на казнокрадство. Конечно, чиновники бодро рапортуют о проделанной антикоррупционной работе и кое-кого даже сажают, в основном проигравших в борьбе за передел собственности, которую в «демократической» России стыдливо называют «спором хозяйствующих субъектов». Но дело с мертвой точки не сдвигается. Недавно международные эксперты подвели итог российской борьбе с коррупцией за последний год, понизив соответствующий рейтинг страны со 144-го до 156-го места. Там мы пребываем в кампании Папуа-Новой Гвинеи, то есть папуасов, многие из которых до сих пор живут в каменном веке и балуются людоедством…

Прагматик и циник Путин понимает бесполезности антикоррупционной деятельности в нынешних условиях, и на «противооткатных» посадках не настаивает. Более того, такие посадки он не одобряет, исходя из того, что «если всех пересажать, то работать некому будет», поскольку воруют все, кому есть что украсть. Нехай себе воруют, дает понять Владимир Владимирович, лишь бы не посягали на владычество «национального лидера» и обеспечивали победу его «Единой России» на выборах. Медведев же – идеалист и питает иллюзию, будто единоличным волевым усилием он сможет эту коррупционную чуму в госаппарате вылечить. Не получится.

Теоретически возможных системных решений проблемы коррупции в природе существует всего два. Первое – через террор, по сталинской методе, довольно успешно применяемой сейчас в Китае. Взял взятку – к стенке. Но в «демократической» России такое невозможно по двум причинам.

Во-первых, в оправдание террора правящий режим должен провозгласить идею, которая захватила бы массы. У большевиков такая идея была (китайские коммунисты до сих пор от нее официально не отказались), и у германских нацистов была, поэтому те и другие широко применяли террористические методы государственного управления, и народ это терпел. А какая идея у нынешней российской «суверенной демократии»?

Официально никакой, если не считать культа поклонения персоне «национального лидера», но это идея не политическая, а квазирелигиозная. Неофициально же действует воровская установка «обогащайся, кто как может». Бюрократам такая установка в самый раз, они и обогащаются через взятки и откаты. Но народу она противна, поэтому государственный террор на жульнической идейной основе не построишь, люди не поддержат.

Во-вторых, у Медведева просто нет инструмента для борьбы с коррупцией, поскольку предназначенная для этого часть государственного аппарата под названием «правоохранительная система» вместе со всем этим аппаратом деградировала до последней степени и превратилась в свою противоположность - криминал. Так, прокурорские живут не столько на зарплату, сколько на «отпускные», то есть на взятки за развал (или, наоборот, за искусственное конструирование по заказу) уголовных дел. Судейские – то же самое. Про милицию вообще говорить нечего, сплошная уголовщина. В целом правоохранительная система проводить антикоррупционную политику президента не может по той самой причине, которую указал Ленин – она сама насквозь коррумпирована.

Так что при нынешнем положении дел в сфере идеологии и в государственном аппарате ситуация с коррупцией тупиковая. Антикоррупционный террор обрушить на бюрократию из Кремля невозможно, а сама себя оздоровить бюрократия органически не в состоянии потому, что она и есть главный субъект и рассадник казнокрадства и взяточничества.
Второй теоретически возможный выход из тупика противоположен тоталитарному террору. Это демократизация общественно-политической жизни, результативность которой практически подтверждается всем опытом антикоррупционной работы в странах Запада. Чиновничество нужно поставить под контроль гражданского общества. Для этого России, как воздух, необходимы реальные политические партии, которые в конкурентной политической борьбе между собой за голоса избирателей постепенно придушат коррупцию в госаппарате.

Иначе говоря, Россия испытывает острую потребность в парламентской демократии, той самой, которая подробно прописана в Конституции РФ, цинично игнорируемой тем же самым коррумпированным чиновничеством, которое своим воровством не дает стране дышать. Получается замкнутый круг – коррупция расцветает из-за отсутствия демократического контроля, а демократии не позволяет развиваться коррумпированное чиновничество. И чем дальше, тем хуже, все меньше демократии и все больше коррупции. Это своего рода сообщающиеся сосуды: один, коррупционный, сейчас до горлышка полон, другой, демократический, до дна пуст. А страна из-за этого скатывается в пропасть национальной катастрофы.

Между тем разорвать этот порочный круг можно легко и быстро. Президент как гарант Конституции и глава исполнительной власти волен, если захочет, запретить подчиненным ему чиновникам мешать государственной регистрации вновь образуемых политических партий и допустить таким образом новые партии к участию в выборном процессе формирования органов власти всех уровней. Никаких изменений в законодательство вносить для этого не нужно, поскольку количественные параметры, определенные законом для политических партий, сейчас оптимальны. 45 тысяч членов в половине субъектов Федерации – серьезная проверка партии на организационную дееспособность, отсеивающая несостоятельные «диванные» организации, и в то же время задача для реальной новообразуемой партии вполне посильная. Единственное, что потребуется от главы государства, это в «ручном режиме» на первых порах сдерживать запретительный пыл его подчиненных, больше ничего.
Разморозить процесс партийного строительства – значит, вернув гражданам политическую свободу, потянуть цепь за то ключевое звено, которое позволит распутать клубок накопившихся в России структурных противоречий и несуразностей, начиная от обеспечения действительно честных выборов с массовым участием населения и заканчивая оздоровлением всего государственного организма. Принципиально важно, что этот процесс пойдет по правовому, эволюционному пути, и запустить его нужно, не дожидаясь, пока российский гордиев узел опять будет разрублен революционным способом со всеми присущими насильственному образу действий издержками.

Выбор за Медведевым. Он может продолжить играть в «суверенную демократию», но тогда не стоит расходовать президентское время на бесполезные попытки приструнить заворовавшихся чиновников – единственную опору «суверенного» образа правления. Тогда лучше расслабиться и заниматься более приятными вещами в ожидании образования протестной критической массы, которая революционным взрывом в очередной раз в истории России разрушит все до основания. Судя по всему, ждать осталось недолго.

Но президент еще может повернуть развитие событий на демократический путь, высвободив из-под чиновничьего гнета созидательные политические силы общества и попытавшись с опорой на них удержать Россию на рельсах эволюционного развития.

Решать Медведеву. Со своей стороны, мы в ПЗРК «РУСЬ» готовы к любым зигзагам причудливой российской истории, хотя предпочитаем, конечно, мир и Закон.

Александр Никитин
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Публикации