Мыльная опера про национального лидера

Мыльная опера про национального лидера

Жанр «мыльной оперы» изобрели латинские американцы. Так в народе называют бесконечные телесериалы, повествующие о причудливых перипетиях жизненных судеб их персонажей. Это обычные люди, бедные и богатые, удачливые и не очень.

Образ супермена, обладающего сверхчеловеческими возможностями, придумали американцы. Американский сверхчеловек многолик. Это и человек-летучая мышь, и человек-паук, и многие другие кошмарные мутанты, вытворяющие подвиги, для нормальных людей непосильные. Их приключения расписаны в бесконечных комиксах еще задолго до появления телевидения.

Заслуга кремлевских политтехнологов заключается в том, что они объединили два этих жанра и демонстрируют изумленным гражданам России и всему миру мыльную оперу про нашего доморощенного супермена, которому они дали имя «Национальный лидер». Вот уже много лет практически ежедневно по центральному телевидению можно смотреть сериал о похождениях Владимира Владимировича Путина, образ которого объединяет качества простого человека – латиноса с необычайными способностями супермена – янки.

Действительно, Национальный лидер умеет управлять всеми видами колесных транспортных средств от «Харлея» байкеров до самых мощных американских тягачей, не говоря уже о бесчисленной линейке грузовиков и легковушек в промежутке между этими двумя крайностями. Чтобы публика на этот счет не сомневалась, телевизионщики регулярно демонстрируют Путина за рулем, причем каждый раз за разным. Недавно Национальный лидер проехал две тысячи лихих дальневосточных верст за баранкой «Жигулей», что само по себе подвиг. Причем он не только управлял автомобилем, но и, по примеру Александра Македонского, который умел делать сразу три дела, не бросая руля, руководил правительством и учил сопровождавших его журналистов Родину любить.

Да что там автомобили! Национальный лидер крепко держит в руках штурвалы современных истребителей и стратегических бомбардировщиков, лично тушит с воздуха лесные пожары, а уж о гражданских авиалайнерах и говорить нечего.

Послушна ему и морская стихия – могучие крейсеры и атомные подводные лодки, а также суда поменьше, военные и мирные.

Непокоренным остался только космос. И каждый раз, включая телевизор, граждане с нетерпением всматриваются в новостной анонс – когда же?!

Американские Бэтмены со Спайдерменами отдыхают. На фоне российского Национального лидера все они какие-то однобокие, ущербные, лишенные воображения. Словом, сплошная заокеанская серость.

К тому же от своих штатовских аналогов Национальный лидер выгодно отличается латиноамериканской задушевностью. Смотреть на него одно удовольствие. Никакой героической позы, простой и милый человек. Увидев четыре колеса, с детской непосредственностью просит дать прокатиться. Ну, любит он это дело!

Однако не в ущерб служебному долгу. На привалах и остановках Национальный лидер запросто общается с рядовыми гражданами, справляется о мнении народа, а потом совещается с начальниками. При необходимости, когда граждане начинают против начальства бунтовать, он устраивает интермедии по некрасовским мотивам «барин вот приедет». Сценарий однотипный – строгий царский разговор со злыми боярами и ласковая психотерапия в отношении возмущенных масс. У телепублики даже сомнений не возникает, на чьей Путин стороне. Конечно, на стороне народа (вон, в Пикалево он даже не дал миллиардеру Дерипаске по вьевшейся в того олигархической привычке авторучку спереть).

Словом, чудо, а не лидер. Подарок судьбы. Отец народов. Не дай Бог, уйдет, тогда России конец. Некому станет о нас, сирых и убогих, заботиться, защищать нас от злых иноземцев и алчных бояр. Прямо-таки Иосиф Виссарионович во второй, улучшенной инкарнации. Тот о народе тоже пекся, но все-таки хиловат был, сиднем сидел в Кремле, а ездить-летать-плавать не любил. Посмотреть публике было не на что, не считая стояния вождя на трибуне Мавзолея. А теперь есть на что. Путин повсюду ездит, все видит, обо всем знает. И каждый Божий день случается что-нибудь развлекательное с участием Национального лидера, какой-нибудь новый эпизод. А все вместе складывается в бесконечную мыльную оперу, длящуюся уже десять лет – абсолютный рекорд жанра.

Конечно, появляться на экранах телевидения политическим деятелям в демократическом обществе нужно, чтобы избиратели о них не забыли. Все так делают – и Обама, и Меркель, и Саркози, и прочие. Неплохо также изредка совершать что-нибудь героическое. Например, на пару часов втихаря слетать в Ирак, на военную базу, похлопать по потным спинам негров в американской военной форме и скорее назад, пока арабы не узнали и не обстреляли. Западным избирателям это нравится, им приятно, когда их демократические правители такие отчаянные храбрецы. За таких и проголосовать не грех.

Но во всем нужна мера, в саморекламе тоже. Даже законодатели жанра политического PRа американцы это понимают. Если бы их Обама стал строить из себя Супермена вместо того, чтобы руководить американской администрацией, как его предшественники, его бы быстро прогнали из Белого дома. Не для того избирали. В стране безработица и куча других проблем, а президент изображает из себя то автогонщика, то летчика, то моряка, то драматического артиста. Да нормальный ли он? А то в древности был один такой артист во главе государства, Рим сжег, Нероном звали…

Меру нужно соблюдать. На Западе это понимают. Потому что там действует демократия, и она вывихи в поведении политиков вправляет очень быстро, на ближайших выборах. В России демократия суверенная (то бишь никакая), можно избирателей не бояться и творить все, что заблагорассудится. Хочешь – летай, хочешь – ныряй себе в удовольствие и другим на забаву. На длительности пребывания суверена у власти это никак не скажется.
На качестве жизни людей тоже. В России действует жесткая система перераспределения национального богатства таким образом, чтобы самые богатые беспрерывно богатели, а основная масса населения постоянно находилась на грани физического выживания. Национальный лидер эту систему отладил, и она работает сама, без его непосредственного участия, приводимая в движение энергией казнокрадства и взяточничества.

Вмешивается в функционирование системы Путин только в исключительных случаях, когда по политическим причинам ему нужно, чтобы она дала сбой и народные деньги пошли на дело, а не были, как обычно, системно разворованы (например, политически необходимо вовремя завершить олимпийскую стройку). Тогда Национальный лидер занимается «ручным управлением» и мешает своим подчиненным воровать.

Но это редкие исключения, только подтверждающие общее правило, согласно которому национальное достояние подлежит разграблению. В рамках грабительской системы задача Путина состоит в том, чтобы «крышевать» мародеров и отвлекать народ от творящегося непотребства, а то, не дай Бог, взбунтуется.

«Хозяева» страны понимают, что народу, чтобы не бунтовал, нужны хлеб и зрелища. Хлеба дают самый минимум, он дорогой, а бесплатных зрелищ устраивают много, в их число входит и мыльная опера про Национального лидера. Авторы пропагандистских спектаклей пытаются, как сказал бы Ильич, отвлечь трудящихся от классовой борьбы.

Отвлечь, конечно, можно. Но очень ненадолго. Во всяком случае, телесериал о приключениях Путина российской публике надоел уже не меньше, чем советской публике на закате социализма надоела мыльная опера про мудрые деяния кремлевских старцев.

Александр Никитин
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Публикации