О всемирно-исторической роли Гитлера

О всемирно-исторической роли Гитлера

По итогам 2013 года, самой покупаемой в Интернете книгой в США и Великобритании стала… «Майн кампф» Адольфа Гитлера. Казалось бы, ничего кроме зла англосаксам и другим народам, включая самих немцев, этот деятель не принес. Десятки миллионов людей погибли в развязанной им мировой бойне. Натуральный дьявол во плоти, явление которого лучше было бы забыть, как страшный сон. Но нет, интерес к личности фюрера со временем не угасает, а только и возрастает. В чем причина?

Думается, что дело не в самой этой личности, при всей ее незаурядности, а в идейно-теоретическом содержании германского национал-социализма, который Гитлер олицетворяет. Общество ищет выход из нынешнего цивилизационного тупика, в котором оказался западный мир, и в своих поисках все чаще обращается к альтернативным вариантам развития, как марксистскому (внимание к наследию Маркса также активизируется), так и гитлеровскому.

Что же такого притягательного есть в германском национал-социализме? Из-за чего Гитлер до сих пор «живее всех живых», не менее «живой», чем Ленин? И это несмотря на систематическую и оголтелую «антифашистскую» пропаганду как на Западе, так и на Востоке? В чем суть национал-социалистского феномена?

Если отбросить завиральную теорию насчет расового превосходства немцев над другими народами, во многом неприглядную практику германского нацизма, а заодно и пропагандистскую шелуху в «антифашистском» жанре, то в сухом остатке остается идея государственного и общественного строительства на национальной основе. Не на классовой, то есть социальной основе, а именно на национальной – в этом и состоит историческое значение национал-социализма в Германии.

Действительно, обе господствующие в новейшее время концепции построения государства и общества, буржуазно-демократическая и маркситско-социалистическая, являются классовыми. При демократии правит класс буржуазии, а при социализме класс пролетариев (точнее, от его имени власть осуществляет коммунистическая бюрократия, но это уже нюансы).

В обоих вариантах общество оказывается расколотым по горизонтали – правящий класс наверху, остальные внизу. Отсюда, из противопоставления классов, происходят социальная конфронтация и классовая борьба. Причем при социализме классовая борьба приобретает характер войны на уничтожение, в которой «эксплуататорские» классы истребляются физически.

Германские национал-социалисты под руководством Гитлера выдвинули и реализовали иную концепцию, не классовую, а национальную. Нацисты игнорировали социальное расслоение общества и действовали в интересах всей немецкой нации, всех немцев без исключения (так, как они эти интересы понимали).

Разумеется, сами классы и противоречия между ними никуда не делись. Однако гитлеровцы, делая упор на общенациональное начало, сумели социальные противоречия нивелировать, обуздав чрезмерную алчность буржуазии, с одной стороны, и блокировав коммунистические устремления в рабочей среде, с другой стороны. Во имя единства нации ради решения общенациональных задач они примирили противоборствующие классы капиталистического общества Германии. Временно, конечно, поскольку классовые противоречия носят антагонистический характер, но, тем не менее, факт социального мира при нацизме налицо. Это временное перемирие – все, что в германском нацизме было от социализма, на капиталистический базис в виде частной собственности на средства производства гитлеровцы не посягали.

Но и такого эфемерного, в основном психологического «социализма» оказалось достаточно, чтобы в сочетании с государственным национализмом превратить Германию в единое целое и совершить колоссальный скачок в развитии буквально во всех областях. За первые шесть лет пребывания Гитлера у власти, с 1933 г. по 1939 г., когда началась мировая война, страна трансформировалась из полунищей и деморализованной европейской периферии в мощнейшую мировую державу.

Сработал открытый Аристотелем закон, согласно которому целое больше механической суммы составляющих его частей. Германия как единое национальное целое при Гитлере оказалось гораздо «больше» Германии разрозненных индивидов и противоборствующих социальных групп, каковой она была до Гитлера и стала после него. В этом суть национал-социалистского феномена, и всемирно-историческая заслуга Адольфа Гитлера заключается в том, что он эту суть теоретически обосновал и практически продемонстрировал человечеству.

Дальше неинтересно. У фюрера закружилась голова от ощущения собственного могущества, и он отправился завоевывать мировое господство. Чем это закончилось, все знают.

Так что все просто. Формула гитлеровского чуда – «национализм+социализм». Гитлер первым в эпоху капитализма-социализма воплотил эту формулу в практику и добился блестящих результатов, к ужасу как демократов-капиталистов, так и социалистов-коммунистов. Недаром те и другие до сих пор так ненавидят фюрера и не жалеют сил на ниве разоблачения «ужасов фашизма», подменяя плодотворную суть германского национал-социализма сопутствовавшими ему издержками и перегибами.

В этом деле для демократов и социалистов все средства хороши, даже откровенная ложь и грубая фальсификация, лишь бы запугать людей и отвратить их от притягательного опыта нацистской Германии. Но не получается у них, интерес в обществе не исчезает. И в этом – залог сбережения западной цивилизации, равно как цивилизации русской. Национал-социалистский эксперимент в Германии бесценен, и полученный немцами опыт должен быть осмыслен и творчески переработан другими нациями, озабоченными перспективами собственного выживания в условиях системного кризиса мирового капитализма.

 

Александр Никитин

Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Публикации