ПРО ГИТЛЕРА И ГЕРМАНСКИЙ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

ПРО ГИТЛЕРА И ГЕРМАНСКИЙ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

В последнее время на центральном телевидении часто выходят передачи, посвященные нацистской Германии и персонально ее фюреру Адольфу Гитлеру. Эти передачи выдержаны в духе буржуазного объективизма, и ведут их талантливые журналисты и писатели (по крайней мере так их представляют в СМИ), претендующие на всестороннее раскрытие темы. Однако веры им нет по двум причинам.

Во-первых, граждане страны лишены доступа к первоисточникам. Нацистская библия «Майн кампф» и другие издания, которые позволили бы человеку составить собственное мнение, в России запрещены (кстати, такого варварства как «список запрещенной литературы» в гитлеровской Германии не было, это чисто большевистская практика). Власти предлагают гражданам положиться на слова телеведущих, и это уже подозрительно – значит, с оценками «фашизма» у нас что-то не так, есть какой-то подвох.

Во-вторых, сами эти телеведущие, при всем уважении к их образованности, в данном вопросе доверия не вызывают. Это люди из круга либеральной интеллигенции, да еще и преимущественно евреи по происхождению. Первых гитлеровцы гноили по концлагерям, а вторых жгли в крематориях. Трудно рассчитывать на их беспристрастность в оценке германского нацизма.

А объективная оценка необходима, поскольку положение в России сейчас разительно напоминает ситуацию в Германии накануне прихода Гитлера к власти, только еще хуже. Натуральное дежа вю. И думающих людей мучает вопрос – может ли нынешний российский кризис разрешиться на немецкий манер, через нацистскую диктатуру? А для ответа на этот вопрос необходимо понимать, что представлял собой германский национал-социализм и откуда он взялся.

Нацистское движение в Германии возникло как политическая реакция немецкого общества на обстоятельства, в которых очутилась Германия после поражения в Первой мировой войне, травмировавшего национальное сознание (Россия потерпела поражение в войне холодной, что еще унизительнее). Германия потеряла ряд территорий (Россия еще больше). Немецкая нация оказалась разделенной (русская тоже – отпали Украина с Белоруссией, населенные этническими русскими), платила бесконечные репарации победителям (и мы платим – ежедневно, по некоторым оценкам, из России вывозится в западные страны-победительницы миллиард украденных в ней долларов). Экономика Германии пришла в упадок (и в России производство рухнуло, как после «горячей» войны), народ обнищал и в значительной своей части люмпенизировался (полная аналогия с нынешней Россией). Слабая Веймарская республика не могла защитить жизненные интересы немцев и шла на поводу у держав-победительниц (либеральное правительство «демократической» России точно так же проводит политику, угодную выигравшему холодную войну Западу).

Дальше – хуже. Веймарских руководителей Германии можно было обвинять в чем угодно, но только не в идейном антигерманизме. Это были люди слабые, это были оппортунисты и соглашатели, но они не стремились нанести ущерб немецкому народу. Российская же «демократическая» власть, верная «ленинской национальной политике», сознательно подавляет русское начало в жизни страны.

И если межнациональная напряженность в Германии ограничивалась обычным для Европы того времени латентным антисемитизмом, то в современной России для обострения напряженности между населяющими ее этносами имеются причины гораздо более серьезные. Это геноцид русского населения, спровоцированный «демократами» в национальных республиках ради разрушения СССР, и это иммиграционная агрессия из тех же республик, которая при поддержке московского правительства на глазах изменяет этнодемографическую карту страны.

Словом, Россия-2011 есть второе издание Германии-1933, ухудшенное и дополненное. Государствообразющий русский народ в России испытывает сейчас то же чувство, что и немецкий народ в начале тридцатых годов прошлого века, а именно чувство национальной и социальной фрустрации. На этой волне к власти в Германии пришел талантливый политик Адольф Гитлер с идеей национальной и социальной справедливости - идеей национального социализма, которая была востребована немецким народом точно так же, как сейчас она востребована русским народом. Отсюда и нынешний интерес в России к германско-нацистскому феномену, его идеологии и практике.

На самом деле, как признал в узком кругу главный пропагандист рейха доктор Геббельс, поначалу никакой идеологии у партии Гитлера – Национал-социалистской рабочей партии Германии (НСДАП) не было. Основоположники нацизма имели лишь два желания: придти к власти и расширить жизненное пространство нации. Остальное добавилось потом ради теоретического обоснования этих двух целей. Так был создан нацистский идеологический миф, коренным образом преобразивший саму Германию и потрясший устои мирового порядка.

Краеугольным камнем идеологии немецкого национал-социализма в ее развернутом, завершенном уже виде стала теория расового превосходства германцев над другими народами. «Германская раса» была объявлена «высшей», а остальные, в том числе славяне, - «низшими» расами. Превосходство «германской расы» мотивировалось ссылкой на ее якобы арийское происхождение. Немцы объявили себя потомками древних ариев – создателей великих цивилизаций Индии и Ирана, пришедших туда с севера, светлокожих, светлоглазых и светловолосых. Арийское происхождение, согласно нацистской теории, возвышало германцев над другими народами, делая их «сверхчеловеками».

Однако сейчас, в свете последних достижений генетики, выяснилось, что историческая версия гитлеровцев  была в корне ошибочной. Дело в том, что северные арии оставили свой генетический след в ДНК современных индусов. Это так называемая гаплогруппа – наследственная этническая метка в виде особой последовательности нуклеотидов в мужской Y-хромосоме, неизменная в течение тысячелетий. В настоящее время принесенная с севера арийская гаплогруппа наличествует в ДНК 16% всех индийских мужчин и 40% мужчин из высших каст, ассоциируемых с ариями, - это их потомки.
Но, как выяснили американские ученые, арийский этнический маркер имеет отнюдь не германское происхождение. Это, по генетической классификации, гаплогруппа R1a1, образовавшаяся в результате мутации четыре с половиной тысячелетия назад на среднерусской возвышенности и сейчас присутствующая в ДНК 70%  всего мужского населения России, Украины и Белоруссии. В Индии она появилась около трех с половиной тысяч лет назад, когда там с приходом ариев родился первый мальчик-индоарий, чье потомство живет до сих пор.

Соответственно, пришедшие в Индию арии были русскими, точно такими же, как мы сейчас, а вовсе не германцами. В Германии арийская кровь течет в жилах 18% мужчин, и это недостаточное основание считать весь немецкий народ арийским. Большая его часть несет в ДНК западноевропейскую этническую метку R1b, есть и другие генетические маркеры, для арийского потомства в Индии и Иране нехарактерные. Не было там ни древних германцев, ни прибалтов, ни скандинавов, ни прочих северных народов, а русские были и оставили свой след в ДНК индийского населения. Именно их звали ариями. Так что расовая теория немецких нацистов, провозгласивших германцев потомками древних ариев, была безосновательной и даже в то время бездоказательной, что не помешало гитлеровцам активно использовать ее для пропагандистского оправдания своей изначальной цели – территориальной экспансии.

Еще в 1926 году в своей программной книге «Майн кампф» Гитлер обозначил направление, в котором собирался расширять жизненное пространство немецкой нации – восток. Он специально уточнил - не запад и не юг, а именно восток, то есть территории восточной Европы и, главное, России, на которых будущий фюрер собирался строить свой тысячелетний рейх. Насмешка истории: объявившие себя арийцами немцы пошли в завоевательный поход против подлинных потомков древних ариев – русских, о своем арийском происхождении и не подозревавших, когда они громили германского агрессора, который, если следовать нацистской логике, был неарийским и, следовательно, по сравнению с ариями-русскими расово неполноценным…

На самом деле ничего нового Гитлер со товарищи не придумали. Теорию расового превосходства европейцы задолго до них стали использовать в обоснование колониальных захватов, и ее активным сторонником был, в числе прочих, коллега Гитлера премьер-министр Англии Чемберлен. А территориальные завоевания на востоке были продолжением извечного немецкого «Дранг нах Остен», то есть «похода на Восток». Так что и говорить было бы не о чем, поскольку нацистская эпопея представляла собой эпизод долговременного агрессивного курса Германии (да и всего Запада) в отношении восточноевропейских стран и России. Самый трагический и кровопролитный, но все же только эпизод из длинного сериала завоевательной восточной политики пангерманизма.

Не о чем было бы говорить, если бы не результат. В отличие от своих предшественников, Гитлер реально оказался в двух шагах от мирового господства. Германия шутя завоевала практически всю континентальную Европу, а кого не завоевала, того подчинила себе политически. Ничего подобного раньше не бывало со времен Наполеона, и это обстоятельство делает феномен германского национал-социализма достойным самого внимательного изучения.

Действительно, успехи Бонапарта во многом были связаны с тем, что он олицетворял новый, буржуазный вектор развития европейской цивилизации в противостоянии со старым, феодальным порядком устройства государственно-общественной жизни в Европе, и был поэтому символом прогресса. Наполеон нес народам Европы «свободу» от «тирании» замшелых монархий, во всяком случае, многие так думали и ему сочувствовали. А что нес европейским народам Гитлер? Ничего кроме немецкого господства, и это, в общем-то, не скрывалось за исключением кампании в России, которая началась под флагом избавления русского народа от «ига евреев и коммунистов».

И, тем не менее, серия военных побед Германии была впечатляющей. Никакого сравнения с ходом боевых действий во время Первой мировой войны. Такое впечатление, что воевала другая нация. И это правильное впечатление. Гитлеровская Германия коренным образом отличалась от Германии при кайзере.

В 1933 году пришедший к власти Гитлер принял расчлененную, обескровленную и деморализованную страну. Через шесть лет, в 1939 году во Вторую мировую войну вступила мощнейшая мировая держава. Всего за шесть лет нацисты сумели осуществить колоссальный модернизационный скачок, который можно сравнить лишь с одновременной сталинской индустриализацией России. Именно этот цивилизационный прорыв представляет наибольший интерес в немецком национал-социализме, а вовсе не те ужасы, с которыми его ассоциируют комментирующие гитлеризм либералы. Об ужасах нужно помнить и избегать их повторения, но внимание следует сосредоточить на беспримерных достижениях германских нацистов, движущие причины которых могут представлять ценность при определении путей дальнейшего развития.
Итак, что же это был за зверь, этот самый национал-социализм в гитлеровской Германии?

Во-первых, никакого социализма в Германии не было и в помине. Там был классический капитализм. Нацисты не покушались на частную форму собственности на средства производства, не ущемляли интересы капитала и старались по возможности вообще не вмешиваться в экономику. Как в промышленности правили бал Тиссены и Круппы при кайзере и при республике, так они и продолжали это делать при Гитлере. (У предпринимателей-евреев их имущество, конечно, отобрали, но это не социализм, это другое.)

Термин «социализм» в нацистской фразеологии имел чисто пропагандистское значение. НСДАП пыталась при помощи социалистической риторики перехватить инициативу в борьбе за массы у немецких социал-демократов и особенно у коммунистов, вдохновленных примером революции в России. Отсюда же и термин «рабочая» в названии гитлеровской партии, на самом деле рабочих в ней было мало. Идеологическая сила этих терминов тогда была велика настолько, что советская пропаганда вообще избегала упоминать о немецком национал-социализме, чтобы не компрометировать слово «социализм» и не поддерживать гитлеровцев в их «социалистическом» качестве, подменяя его чисто итальянским понятием «фашизм».
Идеал социальной справедливости был реализован германскими нацистами в форме борьбы с безработицей путем организации финансируемых государством общественных работ (до сих пор в Германии функционируют построенные в то время автобаны). Была провозглашена установка на то, что каждый немец должен иметь радиоприемник и автомобиль (специально разработанная тогда дешевая модель «народного автомобиля» со временем преобразовалась в мировую марку «Фольксваген»). Предвоенный курс на экономическую автаркию, то есть на самообеспечение страны самым необходимым, также способствовал росту занятости и подъему национального производства. Все это так, но собственно «социализм» здесь ни причем.

Немецкое «чудо» при Гитлере нельзя объяснить «социалистическими» идейными причинами, в отличие от советского «чуда» при Сталине, когда русский народ изо всех сил трудился ради светлого социального будущего под названием «коммунизм». Значит, причину успеха национал-социализма Гитлера нужно искать во второй составляющей нацистской идеологии, национальной.

Во-вторых, национализм в гитлеровской Германии был. Нацистам удалось пробудить в немецком народе национальное самосознание, сплотить его в единое целое вокруг идеи национального выживания и национального развития и тем самым получить новое качество немецкой нации. Сработал общефилософский закон, сформулированный еще Аристотелем – целое больше составляющих его частей.

Раньше, до Гитлера, немцы жили каждый сам по себе, каждый в своей собственной семье. Так принято в Европе, населенной природными индивидуалистами. Но когда гитлеровцы сумели объединить немцев в одну большую семью-нацию, из того же человеческого материала образовалось некое новое целое, не кайзеровское и не веймарское, а принципиально иное, на порядок более мощное и эффективное. Новая Германия, согласно постулату Аристотеля, стала намного «больше» старой и чуть было не добилась мирового господства.

В таких случаях на Украине говорят «дiло гарно, да цiль погана». Немецкий национализм, мгновенно вознесший нацию на вершины научно-технического, экономического и военного могущества, в гитлеровской интерпретации в конечном итоге привел ее на грань физического уничтожения в горниле мировой войны. Именно захватническая война всегда была целью НСДАП, именно ради войны гитлеровская партия сплачивала народ и укрепляла государство. Причем война была поднята нацистами на новый уровень зла, на уровень геноцида в границах белой расы.

Геноцид покоренных народов традиционен для европейцев. В одной только Америке они уничтожили сто миллионов индейцев, «зачищая» от местного населения земли, на которых собирались жить сами. А в Австралии аборигенов только в 1967 году законодательно перевели в «люди» из разряда «флора и фауна». На то она и теория расового превосходства, чтобы оправдывать истребление «чужих». Новация Гитлера состояла в том, что он распространил эту теорию и на саму белую расу, отделив германцев как «сверхчеловеков» от остальных белых народов, объявленных «недочеловеками». Причем в «недочеловеки» попали и русские, как недавно выяснилось, с их арийской кровью…

Словом, начудил Адольф Алоизович. Начудил и в общем, и в частностях. Крупнейший теоретик государственного управления по фамилии Макиавелли советовал политикам «идти по пути добра, пока это возможно, и не бояться вступать на путь зла, когда это необходимо». Гитлер его не послушался и с самого начала выбрал путь зла.

Национальный социализм по-гитлеровски означал общество национальной и социальной справедливости для одних только немцев, и это правильно. Забота о собственном народе составляет суть националистической идеологии. Итальянские фашисты ввели в оборот термин «священный эгоизм» (sacro egoismo), и с этической точки зрения ничего предосудительного в этом нет – другие народы пусть сами думают о себе, им виднее, что для них лучше, а что хуже. Но Гитлер этим не ограничился. В идеологию НСДАП, в дополнение к национализму, с самого начала была заложена ксенофобия – ненависть к другим народам, приправленная установкой на право немцев ради собственного благоденствия грабить и уничтожать «неполноценные» народы из той же белой расы, что и сами немцы.

Гитлер сплачивал немцев в единую нацию через образ инородного врага, которого нужно уничтожить. Германия в то время была страной моноэтнической, инородцев в ней было немного. Собственно, в статистически значимом количестве присутствовали только евреи. Были еще и цыгане, но совсем мало. Именно эти два племени Гитлер объявил смертельными врагами германской нации и принялся их преследовать, в расовой борьбе выковывая «сверхчеловеческое» самосознание немцев.

На самом деле объективных причин для беспокойства у немцев не было, инородцы не угрожали национальной идентичности Германии. Цыгане вообще асоциальны, живут сами по себе, а «еврейское засилье» выражалось главным образом во внедрении передовых форм розничной торговли – универмагов, конкурировать с которыми мелким немецким торговцам было трудно. Антисемитизм и антицыганизм нацистов во многом был искусственным.
Преследуя евреев с цыганами, фюрер решал одновременно несколько задач:
- учил немцев противопоставлять себя «чужим»;
- приучал немцев к насилию и жестокости;
- отрабатывал технологии массового уничтожения мирного населения в перспективе «зачистки» славянских территорий.
Однако, при всей искусственности и инструментальности этой политики, в ней было и нечто очень серьезное. Иначе зачем было бы Гитлеру пытаться «окончательно решить еврейский вопрос» ближе к концу войны, когда никакого «воспитательного» для самих немцев значения антисемитизм уже не имел? Германия к тому времени втянулась в схватку не на жизнь, а на смерть, и продолжать оправдывать вооруженную агрессию в глазах собственного народа «происками евреев» никакой нужды не было.

Рациональное объяснение упорного стремления фюрера физически уничтожить как можно больше евреев (а заодно и цыган) и тратить на это ресурсы, в которых остро нуждался фронт, может быть только одно. Гитлер понимал, что национализм сам по себе является сильнейшим оружием, и боялся, что многотысячелетний еврейский национализм, сберегший этот народ даже в состоянии рассеяния, в конечном итоге может оказаться сильнее молодого немецкого национализма. Так оно и случилось. Несмотря на холокост, а во многом даже благодаря ему, евреи восстановили свое национальное государство, и немцы до сих пор платят им дань по итогам войны.

Как бы там ни было, очевидно, что Гитлер сумел сделать из Германии  подлинно национальное немецкое государство. Национал-социалистская идея «захватила» немецкую массу и, став материальной силой, обеспечила резкое увеличение вырабатываемой ею социальной энергии. Практически во всех областях жизнедеятельности нации благодаря этому были достигнуты фантастические результаты.

Немцы реально прониклись этой идеей, судя по тому, как яростно они боролись до самого конца даже тогда, когда поражение в войне стало фактом. Да и послевоенное западногерманское экономическое «чудо» во многом состоялось благодаря инерции того импульса, который придали развитию нации Гитлер с его соратниками (после Первой мировой войны в Веймарской республике ничего подобного не произошло, а Восточной Германии мешала развиваться догматическая советская модель).
 
То, что нацистское руководство использовало эту энергию в целях захватнической войны, не вина, а скорее беда самих немцев, переживших из-за этого национальную катастрофу. Германия после катастрофы быстро оправилась и вошла в число самых развитых и благополучных стран мира. Трудно даже представить, какова она была бы сейчас, если бы Гитлер не втянул ее в войну, а продолжил взрывоподобное мирное развитие на национальной основе.

Таким образом, в идеологии германского национал-социализма можно выделить две составляющие: собственно национализм и все остальное. Национализм как явление позитивное возвысил немецкую нацию, а негативные его коннотации (агрессивная ксенофобия и курс на военные завоевания) привели немцев на край гибели.

Учитывая симметричность ситуации в Германии начала 30-х годов и в современной России, а также вектор изменения настроений в российском обществе (даже оголтелые либералы все чаще говорят про Гитлера – это симптом), возникает вопрос о том, каков будет национальный социализм в России.

Что он будет, причем очень скоро, сомнений нет. Нынешний антинациональный и антисоциальный режим собственными руками готовит себе в преемники национально-социальную противоположность. Но какую конкретную форму примет национальный социализм по-русски? Возможно ли в России повторение германского опыта?

Думается, что в полном объеме воспроизведение модели немецкого нацизма в России невозможно по той простой причине, что ксенофобия в принципе чужда русскому национальному характеру. Так, при освоении новых земель в процессе строительства российской империи русские не уничтожали местное население, как европейцы в Америке и в других местах, а интегрировали аборигенов в свое государство и даже принимали специальные меры, чтобы помочь им выжить. Вряд ли на современном витке исторического развития в этом вопросе может произойти разворот на сто восемьдесят градусов. При исправлении новой национально-социальной властью нынешних антирусских перекосов в государственной политике эксцессы, конечно, возможны, но представить себе ксенофобию как долговременный политический курс трудно. Не наше это, не русское с точки зрения социальной психологии.

Да и геополитических причин для распространения в России ксенофобских идей в оправдание агрессивной внешней политики не существует. Русскому народу не нужно чужое жизненное пространство, собственной земли нам от предков досталось столько, что толком освоить ее пока не можем.

А вот для позитивного национализма в России есть благодатная почва в виде традиционного общинного образа мышления, тяги к соборности и органической потребности в надличностной идее развития. Национализм – это наше, но без ксенофобии, национализм позитивный.

И, конечно, социализм в России не может, как в гитлеровской Германии, остаться пустым лозунгом, особенно после советского опыта. Речь не должна идти о возврате к административно-командной экономике с государственной собственностью на все средства производства, которая потерпела крах на закате СССР. Но вернуть народу крупнейшие предприятия, созданные его трудом, и возродить на базе общенародной собственности плановое начало в народном хозяйстве необходимо.

Гитлер своими злодеяниями скомпрометировал в глазах мирового сообщества идею национального социализма, которую он на практике извратил до состояния крайне агрессивного пангерманизма. Но опыт нацистской Германии ценен в качестве демонстрации огромного потенциала собственно национализма как идеологии развития. Именно этот опыт следует перенять России, находящейся на цивилизационном перепутье, и для этого имеются все предпосылки.

Александр Никитин
Секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»

Публикации