Тяжело продаются билеты на весенний бенефис Путина. Не идёт зритель, явка грозит стать провальной. В таких условиях администрация избирательного театра всячески изгаляется, чтобы привлечь публику.
Сто лет революции.
В контексте столетнего юбилея событий 1917 года революционная тема занимает все большее внимание общественности и СМИ, дискуссии вокруг неё становятся все ожесточеннее. Хотя, казалось бы, чего тут спорить? Ну да, cлучилось такое век назад, так давно все быльем поросло. Французы же не ругаются до сих пор между собой из-за их революции 1789 года, тоже, между прочим, великой и ничуть не менее кровавой, чем наша.
Дело в том, что во Франции революция завершилась, решив проблемы французского общества, а в России все никак не закончится. У нас сто лет сплошной революции - как началось в феврале 1917 года, так и тянется до наших дней, прямо какой-то телесериал. Поэтому и страсти не утихают, что ничего не кончилось.
Действительно, революция представляет собой насильственное перераспределение власти и собственности между различными социальными группами. Жизнь течёт, прогресс идет, общество меняется. То, что в общественных отношениях было гармонично и справедливо вчера, сегодня уже не годится, дестабилизирует социум. Если диспропорция велика, то она выводит общественную систему из равновесия, тормозит развитие. Тогда и происходит революция, передающая власть и собственность от одной социальной группы другой и приводящая тем самым общество в новое равновесное состояние, которое позволяет ему двигаться вперед.
Так, Великую французскую революцию называют буржуазной на основании того, что власть в государстве перешла от аристократии, светской и церковной, к третьему сословию - буржуазии. Это правда, но не вся правда, а только социально-политическая её часть. Есть ещё и социально-экономическая часть, не менее важная. А именно, революция во Франции лишила правящий дворянский класс (и церковь, пребывавшую с ним в симбиозе) собственности на основное средство производство, коим тогда являлась земля, и передала сельхозугодья во владение трудившимся на них крестьянам. Не бесплатно, конечно, а по сходной цене, которая для зажиточного крестьянства оказалась посильной. Так появилась сельская буржуазия, которая вместе с буржуазией городской (промышленной, торговой и финансовой) обеспечила победу революции и влилась в имущий и правящий класс, со временем построивший во Франции развитый капитализм.
А что произошло в России в феврале 1917-го? Как и во Франции, высшее сословие, феодальную аристократию во главе с царем, от власти в государстве отстранили, создали буржуазно-помещичье временное правительство, но на том все и затормозилось. За политическим переворотом не последовали социально-экономические преобразования, ради которых, собственно и случился весь революционный сыр-бор. Причина социального конфликта, а именно пресловутый земельный вопрос, решен не был.
Основной закон политэкономии гласит, что политическая власть и собственность на средства производства едины - кто владеет основными средствами производства, у того и власть. Верно и обратное - правящий класс всегда является имущим либо изначально, либо захватывает имущество в результате прихода к власти. Это как курица с яйцом - трудно сказать, что первичное, а что производное, бывает по-разному, но остаётся фактом, что власть и собственность всегда вместе.
Во время обеих революций, французской и российской, основным средством производства оставалась земля, страны были аграрными. Промышленность развивалась стремительно, но её доля в экономике и в структуре занятости населения была ещё относительно невелика.
Переворот в России в феврале 1917 года разрушил феодальную политическую надстройку, но не затронул экономический базис, оставив землю в собственности дворянства. На смену царскому правительству помещиков пришло демократическое временное правительство тех же помещиков, но уже с участием капиталистов. Правительство провозгласило демократические свободы, совершенно не нужные крестьянству, которое в европейской части страны отчаянно страдало от малоземелья. Крестьянам была нужна земля, а не свобода трепать языком. Земля же оставалась у дворян-помещиков.
Октябрьский переворот 1917 года в Петрограде был сродни февральскому - переворот он и есть переворот, дело сугубо политическое. Но вот большевистский декрет "О земле" - это уже революция, так как захват политической власти был дополнен провозглашением социально-экономической трансформации, исправляющей дефект в отношениях собственности на основное средство производства. Именно обещание отдать помещичью землю крестьянам обеспечило большевикам победу в Гражданской войне и торжество революции в целом.
Выполни "соратники Ильича" это обещание, и Россия теоретически могла бы пойти по пути революционной Франции с её капиталистической парадигмой развития (надолго ли - другой вопрос, потому как капитализм, означающий безграничную власть денег, русскому народу не по душе). Но большевики крестьян обманули (а заодно и рабочих, которым обещали отдать фабрики), все забрали себе любимым.
При советском социализме, выстроенном по марксовой модели, все средства производства принадлежали государству, которое суть правовая абстракция, воплощаемая в материальную действительность государственными чиновниками. Так и получилось, что государственное де юре имущество де факто очутилось в сословной собственности партийно-советской бюрократии, которая по своему происхождению изначально не была не только рабоче-крестьянской (в большевистской верхушке преобладали мещане), но и русской и состояла почти поголовно из евреев с редкими включениями прибалтов, кавказцев и представителей прочих нацменьшинств. В России появилась новое аристократическое сословие, советское чиновничество, которое присвоило все средства производства (а не только основные) и узурпировало всю полноту государственной власти.
Соответственно, суть Великой октябрьской социалистической революции свелась к физическому уничтожению старой, исторически сложившейся помещичье-церковной аристократии (вместе с нарождающейся национальной буржуазией) и к замене её новой аристократией в виде партийно-советской верхушки. Народ же - что крестьяне, что рабочие, что работники умственного труда - остался отчуждённым от власти и собственности. Это во-первых. Во-вторых, власть и собственность захватили представители национальных меньшинств, все время своего правления проводившие политику культурного подавления и физического истребления русского большинства. По своей природе советская власть была антисоциальной и антинациональной, что предопределило неизбежность новой, на сей раз антибольшевистской революции.
Тем не менее, большевики продержались аж 70 лет - ничтожное время в историческом макромасштабе, но немалое в микромасштабе человеческой жизни. Объясняется такая относительная устойчивость не столько жесточайшим террором и идейным зомбирование населения, хотя это тоже немаловажно, сколько тем, что новая коммунистическая аристократия, озабоченная собственным выживанием во враждебном капиталистическом окружении, приняла действенные мере по укреплению экономической и военной мощи государства. При Советах страна совершила гигантский модернизационный скачок буквально "от сохи до атомной бомбы" за счёт высвобождения безграничного творческого потенциала русского народа в результате разрушения социальных барьеров между сословиями, характерных для феодальной формации. Но под конец советская власть выдохлась.
Общественно-политическая система напоминает двухколесный велосипед, на котором, чтобы не упасть, надо ехать вперёд. Стоит замедлить движение, как велосипед начинает вилять из стороны в сторону, а при остановке падает вместе с седоком. В СССР развитие затормозилось с ослаблением политического и идеологического террора, крутившего педали советского велосипеда, и с исчерпанием потенциала административно-командной системы управления экономикой, которая в эпоху сохи была чудо как хороша, но в эпоху атомной бомбы перестала справляться с объемом и сложностью встающих задач. Страна впала в застой, развитие застопорилось, и советская система рухнула, разрушив государство, под целостность которого большевики с самого начала заложили мину замедленного действия в виде административно-территориального деления по национальному признаку.
В 1991 году начался третий эпизод векового сериала под названием "Революция в России", на сей раз "демократический" по образу и подобию февраля 1917 года. Как и тогда, господствующую аристократию прогнали, и то, что в 17-ом аристократия была феодальной, а в 91-ом коммунистической, суть дела не меняет, поскольку обе аристократии занимали одно и то же положение в обществе. Несущественно и то, что у советской аристократии собственность на средства производства была коллективной, общесословной, а при царизме индивидуальной - дворянство представляло собой сословие землевладельцев-частников. Существенно только то, что средства производства были сосредоточены во владении одного высшего сословия, тогда как остальное население было неимущим и бесправным.
Таким образом, революция в России представляет собой сериал из трёх эпизодов (события 1905 года квалифицировать как "революцию" неверно, поскольку неудавшаяся попытка переворота называется "мятежом" - это был скорее анонс о предстоящем революционном сериале.) Первая серия увидела свет в феврале 1917 года, вторая в октябре того же года, третья в конце 1991 года, причём она не стала последней, поскольку не разрешила конфликт в обществе вокруг власти и собственности, которые по прежнему принадлежат одной социальной группе, на сей раз "демократической" аристократии, тогда как основная масса населения от них отчуждена. Значит, продолжение революционного сериала следует.
Александр Никитин, секретарь ЦПС ПЗРК "РУСЬ"
Публикации
26 Март 2020
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВИРУСОЛОГИЯ
17 Июнь 2018
Из мародёров в созидатели?
27 Май 2018
Про "Скрепы"
07 Май 2018
Прорыв, нарыв или рывок?
10 Апрель 2018
Новый фактор риска
01 Март 2018
Можно ли скрестить ужа с ежом?
Вовлечь русских националистов в протестные акции - давняя затея либералов.
23 Декабрь 2017
От борделя к русскому социализму