Люди как Боги. Ч.5

Мы продолжаем публикацию фрагментов книги М. П. Бурлакова «ЛЮДИ КАК БОГИ».
В своём ежегодном послании к Федеральному Собранию Президент Рос-сийской Федерации Д. А. Медведев в качестве одного из главных аспектов ин-новационной модернизации государства отметил развитие космических про-грамм. При этом Дмитрий Анатольевич выразил уверенность, что российские космические корабли в недалёком будущем не только освоят околоземное про-странство, но и достигнут других планет (очевидно Дмитрий Анатольевич имел в виду планеты Солнечной системы).
Такое заявление Президента вызвало скептические замечания специали-стов в области ракетостроения и откровенные насмешки представителей оппо-зиции. Скептицизм ракетчиков можно понять – ракетные технологии если и не достигли предела своего развития, то вплотную приблизились к нему. Поэтому чиновники, ответственные за развитие российской космонавтики, восприняли этот фрагмент послания Президента как некоторую гиперболу, считая единст-венной приемлемой для России космической программой увеличение группи-ровки спутников для более успешного решения задач связи и мониторинга.
В предыдущем фрагменте новой книги Бурлакова М. П. «ЛЮДИ КАК БОГИ», представленном на нашем сайте, говорилось о том, что для осуществ-ления прорыва в дальний космос нужны новые научные идеи. Эти идеи, откры-вающие практически неограниченные возможности для космической экспансии, связаны со структурой пространственно-временного континуума Вселенной. Рассказу об этом посвящён фрагмент книги «ЛЮДИ КАК БОГИ», который сегодня публикуется на сайте.
Но, предваряя эту публикацию, мы хотим ещё раз подчеркнуть, что инновационное развитие технологий, базирующихся на фундаментальной нау-ке, не возможно при сформировавшейся в нашей стране уродливой политиче-ской системе. Те, кто должен был бы отвечать за развитие науки и технологий, в этом развитии вовсе не заинтересованы. Их вполне устраивает сложившиеся реалии, о чем, в общем, и заявляют откровенно лидеры так называемой “партии власти”, называя свою политическую структуру консервативной. И хотя на словах они вроде бы поддерживают требования Президента о модернизации экономики страны, однако на деле никакая модернизация им не нужна. Как в старом советском фильме «Не бойся – я с тобой» напевал один азербайджан-ский нефтеторговец: “… что б всегда у нас по-новому, оставалось всё по-старому”. И никакой конструктивной политической оппозиции альянсу чинов-ников и нефтеторговцев у нас в стране нет. А потому все заявления Медведева об инновационной модернизации экономики и технологическом развитии стра-ны останутся благими пожеланиями. Для экономической модернизации, нужна прежде модернизация политическая, чтобы демократические институты были реальным инструментом политики, а не фиговым листом, прикрывающим срам антинародного режима барыг и жуликоватых чиновников.

Из главы второй. «Человечество и Космос»

… Что мы имеем в виду, когда говорим о “сложном строении” простран-ственно-временного континуума Вселенной? Какие свойства пространства и времени ускользают не только от нашего повседневного взгляда, но и оказались вне представлений современного научного естествознания? И почему наука даже не пытается искать ответы на некоторые “запретные” вопросы миро-устройства?
Сказанное выше относится, прежде всего, к вопросу о размерности физи-ческого пространства и физического времени. А также к постулированию мет-рических свойств пространственно-временной протяжённости Мироздания. И здесь мы должны сразу отметить, что в разных разделах современной теорети-ческой физики приняты разные модели для пространственно-временной “все-ленской арены”, на которой протекает бытие нашего Мира. В частности в элек-тродинамике, как в классической, так и квантовой, наша Вселенная представля-ется помещённой в четырёхмерное псевдоевклидово пространство, объединяю-щее в одной структуре трёхмерное евклидово пространство и одномерное вре-мя; такая же модель принята и в общей теории любых физических полей, за ис-ключением гравитационного поля. Для описания же гравитации привлекается модель четырёхмерного псевдориманова пространства-времени, которое, в от-личие от псевдоевклидова пространства-времени обладает кривизной. И именно влияние этой кривизны на движение материальных тел интерпретируется как воздействие гравитационного поля.
Различие между не обладающим кривизной псевдоевклидовым простран-ством-временем и искривлённым псевдоримановым пространственно - времен-ным континуумом интуитивно можно представить себе как различие между плоскостью и произвольной искривлённой поверхностью. С той лишь разницей, что плоскость и искривлённая поверхность представляют собой двухмерные многообразия, расположенные, притом, в трёхмерном евклидовом про-странстве, а пространственно-временные многообразия четырёхмерны и не предполагают вложения в какие-либо пространства большей размерности. В современной физике считается, что именно кривизна пространства-времени, искривляющая траекторию любого свободного движения материальной точки, и представляет собой гравитационное поле.
Уже одно то, что при описании различных физических объектов и явлений используются различные модели пространства и времени вызывает, мягко говоря, подозрение в неадекватности этих моделей. Но беда даже не в том, что в различных разделах физики используются различные модели пространст-венно-временного континуума, а в том, что эти модели несовместимы при описании физических полей и их свойств. Гравитация не поддаётся описанию в отсутствии кривизны пространства и времени, а прочие квантованные поля не могут быть “размещены” в искривлённом пространственно-временном кон-тинууме. И это только одно из противоречий, которыми буквально пронизана физическая картина Мира в современной физике.
Многие из этих противоречий можно разрешить, если за базовую модель пространственно-временного континуума всего Мироздания взять многомер-ное многообразие, вмещающее в себя не только нашу Вселенную, но и множе-ство других Миров, пространственная структура которых порою разительно отличается от привычного для нас трёхмерного евклидова пространства, гео-метрические свойства которого интуитивно понятны любому человеку.
Но как представить себе многомерный континуум, в который вложены эти “чужие пространства”, с причудливыми геометрическими свойствами, не под-дающимися наглядному изображению и интуитивному осмыслению? Адекват-но это можно сделать лишь при помощи логики абстрактных математических конструкций, и никак иначе. Однако некоторое представление о многомерных объектах получается путём аналогий, к которым всегда обращаются авторы на-учно-популярных книг, когда хотят дать читателю некоторое представление о многомерных многообразиях.
Этот “метод аналогий” чаще всего используется для того, чтобы оттенить отличия многомерного пространства, от привычного для нас трёхмерного. Но одновременно приводимые аналогии дают и некоторое представление вообще о многомерных многообразиях.
Для того, чтобы читатель сам мог оценить доступность и понятность рас-суждений “по аналогии” относительно многомерных пространств мы приведём здесь отрывок из книги Мартина Гарднера «Математические досуги» – по на-шему мнению это один из лучших образцов описания четырёхмерного про-странства без помощи каких-либо математических выкладок.
…Окружающий нас Космос, то есть мир, который мы видим, слышим, ощущаем, представляет собой трёхмерную “поверхность” необъятного че-тырёхмерного моря. Способность интуитивно ощущать и мысленно пред-ставлять себе этот “совершенно иной” мир высшей размерности в каждом веке дана лишь нескольким избранным пророкам.
Остальные проникают в гиперпространство косвенным путём, с помо-щью аналогий. Представьте себе Флатландию – двумерную страну теней, подобных теням на стене знаменитой Платоновой пещеры. Однако тени не-материальны, поэтому удобнее считать, что во Флатландии все объекты имеют бесконечно малую толщину, равную диаметру одной из флатландских фундаментальных частиц.
Вообразим, что эти частицы плавают на гладкой поверхности какой-нибудь жидкости. Их танец подчиняется законам двухмерного мира, поэтому обитателям Флатландии, чьи тела состоят из этих частиц, никогда не суж-дено понять, что, кроме двух известных им измерений, существует третье измерение, перпендикулярное двум измерениям Флатландии.
Аналогичным образом наш трёхмерный мир плавает на спокойной по-верхности гигантского четырёхмерного гиперокеана…. В четырёхмерном пространстве толщина нашего мира равна диаметру фундаментальной (эле-ментарной) частицы. Законы нашего мира определяются игрой “поверхност-ного натяжения” гиперморя. Поверхность гиперморя однородна, ибо в про-тивном случае наши физические законы оказались бы неоднородными. Не-большая кривизна “морской” поверхности порождает небольшую постоянную кривизну нашего пространства. Но в гиперпространстве тоже существует время. Если рассматривать время как четвёртую координату, то в гипермире окажется пять измерений. Электромагнитные волны являются колебаниями поверхности гиперморя….
Каждый раз, когда в физической лаборатории рождается античастица, мы являемся свидетелями того, как в четырёхмерном пространстве “опроки-дывается” асимметричная частица. Это явление совершенно аналогично пе-реворачиванию в пространстве трёх измерений несимметричного плоского куска картона “вверх ногами”. Таким образом, факт образования античастиц можно рассматривать как экспериментальное доказательство пространст-ва четырёх измерений…

NB. Четырёхмерное пространство (особенности и аналогии). Использование дополнительных измерений физического пространства доставляет нам целый набор возможностей, которые с точки зрения трехмерного пространства представляются абсолютно невозможными. Чтобы оценить эти возможности, не вдаваясь в разного рода математические тонкости, мы обратимся к аналогии с воображаемым плоским Миром, к аналогии, которой обыкновенно пользуются авторы, изучающие (чисто умозрительно) вопрос о мирах с иным числом измерений.
…Вообразим мир плоских существ, имеющих всего два измерения: длину и ширину и населяющих плоскую поверхность... – писал П. Д. Успенский в статье «Четвёртое из-мерение» – Если предположить, что плоское существо обрело способность видеть своей плоской стороной, то легко представить себе, сколь искажённое представле-ние о нашем мире оно получит... Также и мы видим всё очень мало похожим на то, какое оно есть. Мы видим не тела, а одни поверхности, стороны и линии. Мы никогда не видим куба, только небольшую его часть, никогда не воспринимаем его со всех сторон сразу. Из четвёртого измерения, напротив, можно видеть куб со всех сторон сразу и изнутри, как будто из центра.
Центр шара нам недоступен. Чтобы достичь его, мы должны прорезать или прокопать себе путь в массе шара, то есть действовать точно так же, как плоское существо, достигающее центра круга...
Полная аналогия отношения человека к шару с отношением плоского существа к кругу даёт нам основание думать, что в четвёртом измерении центр шара так же легко доступен, как центр круга в третьем измерении, то есть что в четвёртом из-мерении в центр шара можно проникнуть откуда-то из неизвестной нам области, в непонятном направлении, и при этом шар остаётся целым.
Последнее кажется нам каким-то чудом; но таким же чудом должна казаться плоскому существу возможность достичь центра круга, не пересекая линии окруж-ности, не разрушая круга...
В четвёртом измерении невозможно существование тюрем и крепостей, и, ве-роятно, поэтому четвёртое измерение было одной из любимых тем разговоров, ко-торые велись в Шлиссельбургской крепости перестукиванием...»
Этот отрывок известного мыслителя начала XX века, даёт нам некоторое пред-ставление о поистине сверхъестественных возможностях существа, овладевшего до-полнительными измерениями в нашем трёхмерном Мире. Поэтому теологи и мистики нередко наделяли мир богов и демонов дополнительными пространственными измерениями.
Ну, как, читатель, понятна аналогия между переходом из двумерного мира Флатландии в наш трёхмерный мир и переходом из нашего трёхмерного мира в четырёхмерный гипермир? Мартин Гарднер эту параллель между мирами с раз-ной величиной размерности заимствовал у Чарлза Ховарда Хинтона, математи-ка, преподававшего эту дисциплину в Принстоне и в университете штата Мин-несота в конце XIX века. Он получил известность как автор ряда статей и книг о геометрии четырёхмерного пространства, а также метода построения моделей четырёхмерных фигур по их трёхмерным сечениям из сотен маленьких кубиков, определённым образом размеченных и раскрашенных. Этот метод Хинтон под-робно изложил в двух книгах «The Fourth Dimension» («Четвёртое измерение») и «A New Era of Thought» («Новая эра мышления»).
“Методика Хинтона” обладает большой наглядностью. Люди, которые достаточно долго практиковали построение моделей различных четырёхмерных объектов по методу Хинтона, приобретали некоторую “четырёхмерную интуи-цию”, позволяющую им “видеть” четырёхмерные тела такими, какими они су-ществуют в гиперпространстве.
На самом деле сделать (или нарисовать) ту или иную модель некоторого простого четырёхмерного тела не составляет особого труда, пользуясь опять же аналогиями. Подобно тому, как мы изображаем на двухмерной плоскости трёх-мерные геометрические тела. Но по аналогии можно изобразить только самые простые гипертела, а методика Хинтона даёт возможность строить модели са-мых разнообразных четырёхмерных объектов.
Хинтон был убеждён, что наш Мир представляет собой “трёхмерный срез” в четырёхмерном пространстве – эта идея впоследствии была реализована Гер-маном Минковским при объединении трёхмерного пространства и одномерного времени в единое четырёхмерное пространственно-временное многообразие. Хинтону же принадлежит и аналогия с Флатландией – двумерным миром пло-ских существ. Он написал даже повесть (в жанре фэнтэзи) о жизни в этом двухмерном мире, который так и назывался «Эпизод из жизни Флатландии». Вдохновенные, почти поэтические строки из этой повести выражали убеждён-ность автора в существовании дополнительного измерения нашего Мира, не-доступного для восприятия органами чувств человека, измерения, которое мы познаём лишь силой нашего разума:
«…По обеим сторонам нашего плоского бытия бесконечно глубоко и дале-ко простирается сама жизнь. Поймите это, и вы никогда больше не сможете смотреть в голубой купол неба, не испытывая при этом ощущения какого-то чуда. Как бы далеко ни проник ваш взор в бездонные глубины неба, он всегда бу-дет лишь скользить рядом с неведомой нам жизнью, глубоко простирающейся вдоль недоступного вашим чувствам измерения.
Признание этих фактов пробуждает в нас нечто, напоминающее давно забытое чувство благоговейного преклонения перед небесами. Ибо мы знаем, что созвездия не заполняют Вселенную бесконечным повторением одной и той же картины. Нет!....
Если бы только мы могли знать, что кроется по ту сторону видимого на-ми плоского бытия».
Здесь следует сказать, что идеи многомерного континуума как пространст-венной арены нашего бытия были довольно популярны в конце XIX и в начале XX веков. В 1908 году Герман Минковский, как мы уже говорили выше, объе-динил трёхмерное “физическое” пространство и одномерное время в единый пространственно-временной континуум, в котором существует наша Вселенная.
– Милостивые господа! Воззрения на пространство и время, которые я намерен перед вами развить, возникли на экспериментально-физической основе. В этом их сила. Их тенденция радикальна. Отныне пространство само по себе и время само по себе должны обратиться в фикции и лишь некоторый вид со-единения обоих должен ещё сохранить самостоятельность…– Так начинался знаменитый доклад Минковского «Пространство и Время», прочитанный им на 80-м собрании немецких естествоиспытателей и врачей в Кёльне 21 сентября 1908 года. С тех пор объединение пространства и времени в единый континуум со специфической геометрией стало общепризнанной моделью, получившей на-звание релятивистского пространственно-временного континуума. При этом кривизна пространства-времени трактовалась как гравитационное поле.
А в конце 1921 года в Германии была опубликована статья приват-доцента из Кёнигсберга Теодора Калуцы, в которой предлагался способ объединения “геометрической” теории гравитации и теории электромагнитного поля на ос-нове гипотезы, что наш Мир представляет собой искривлённое пятимерное пространство-время. При этом одна из координат представляла время, а четыре – пространство. Возникающие в такой теории дополнительные геометрические величины, связанные с кривизной пятимерного континуума, интерпретировались как потенциалы электромагнитного поля.
Эта теория получила некоторое развитие в работах других физиков и ма-тематиков в первые десятилетия двадцатого века. Появилась надежда, что на основе пятимерной модели пространства-времени можно будет создать “еди-ную теорию поля”, объясняющую различные взаимодействия с универсальных позиций. А сама идея построения теории единого силового поля в пятимерном пространстве была весьма популярной в те годы. Отголоски этой популярности мы можем даже встретить в литературе, не имеющей отношение ни к физике, ни к геометрии пространства-времени. Например, у Булгакова в его мистическом романе «Мастер и Маргарита» есть такой диалог между Маргаритой и Коровь-евым:
«…Нет, – ответила Маргарита, – более всего меня поражает, где всё это помещается. – Она повела рукой, подчёркивая этим необъятность зала.
Коровьев сладко ухмыльнулся, отчего тени шевельнулись в складках его носа.
– Самое несложное из всего! – ответил он. – Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до чёрт знает каких преде-лов!...»
Но потом, начиная уже с 30-х годов ХХ века, идея многомерных про-странств, как геометрической основы для объединения различных физических полей в единое универсальное силовое поле, отвечающее за всевозможные взаимодействия, стала терять популярность среди физиков, занимающихся раз-личными разделами этой науки. Этому способствовало то обстоятельство, что методы квантовой физики оказались несовместимы с представлениями о физи-ческих полях, как о геометрических величинах, связанных с кривизной про-странства-времени. И надо было выбирать – либо квантование полей, играющее ключевую роль в атомной и ядерной физике, либо геометрическое описание гравитации, имеющее реальные приложения лишь в космологии. Физики вы-брали компромисс: гравитационное поле осталось без процедуры квантования, а остальные поля рассматривались в пространствах без кривизны.
Была и ещё одна причина, по которой большинство физиков утратило ин-терес к многомерным пространствам. В 1917 году Пауль Эренфест опубликовал статью с длинным названием вопросительного смысла: «Каким образом в фун-даментальных законах физики проявляется то, что пространство имеет три измерения?» В этой статье учёный рассмотрел вопрос о том, какова будет физическая картина Мира, если размерность его пространства будет отлична от трёх. Полученные Эренфестом результаты оказались неутешительными для сторонников многомерного пространственно-временного континуума: атомы в многомерных пространствах были неустойчивы, а законы гравитации и элек-тромагнетизма отличались от установленных в опытах и наблюдениях. Отсюда Эренфест сделал вывод о том, что пространство нашего Мира может быть толь-ко трёхмерным, в время – одномерным. И большинство физиков согласились с этим выводом, посчитав анализ Эренфеста окончательным приговором идее о многомерности Мироздания.
Однако в эренфестовском анализе физики в многомерных пространствах был один существенный изъян: его «многомерная физика» являлась простой экстраполяцией фундаментальных законов известных физических теорий на пространства произвольной размерности. Это делало некорректным все рассуж-дения учёного – почему законы физики в многомерных пространствах должны копировать уравнения, справедливые в трёхмерном пространстве? Но на это об-стоятельство тогда мало кто обратил внимание.
Для нас ошибка Эренфеста очевидна. Законы физики в многомерных про-странствах кардинальным образом отличаются от тех, что составляют фунда-мент современной теоретической физики. Даже математический аппарат, необ-ходимый для описания многомерного мира, включает ряд новых для современ-ной математики понятий и методов: кольца со степенью и дистрибутивные цепи колец, гомоморфные продолжения и факторизации нелинейных операторов, не-локальный анализ, многолистные пространства, гипергомологии, комбинатор-ные расширения и т. д. Эти новые математические методы позволяют адекватно описать сложную структуру реального Мира, установить влияние различных физических полей на его геометрию, сформулировать и решить динамические уравнения физики в многомерных и многолистных пространствах. Но, разуме-ется, в некотором пределе законы многомерного Мира должны переходить в привычные для нас законы динамики материальных тел, теории электромагнит-ных и гравитационных полей, квантовой механики и т. д.
О некоторых сторонах «многомерной физики» и математического аппарата, необходимого для описания законов динамики материальных тел и полей в “чужих пространствах” мы расскажем во второй части этой книги. На уровне аналогий и интуитивных представлений невозможно сколь-нибудь содержа-тельно рассказать обо всех этих аспектах. Для этого нам не хватит нашего по-вседневного опыта и трёхмерной геометрической интуиции.
И всё же ещё об одной (упрощённой) модели реального пространственного многообразия нашего Мироздания мы должны упомянуть в конце этой главы, так как эта модель даёт нам представление не только о том, как материальные тела могут преодолеть “световой барьер”, но также о механизме внепространст-венных переходов из одной точки Вселенной в другую.
Речь идёт о многолистных пространствах. Геометрическую структуру многолистного двумерного пространства можно представить себе в виде стопки бумаги, в которой каждый лист представляет собой отдельную Вселенную, со своей специфической геометрией. При этом листы бумаги, представляющие от-дельные Миры, можно прокалывать, попадая из одной Вселенной в другую. А несколько таких переходов могут возвратить нас на исходный лист, но в другую его точку. Примерно так на интуитивном уровне представляются внепростран-ственные переходы в многолистном Универсуме нашего Мироздания.
Двухлистную плоскость можно представлять себе как двухсторонний лист бумаги, точки которой имеют комплексные координаты. Такую интерпретацию комплексной плоскости впервые предложил Павел Флоренский, философ и ре-лигиозный деятель, окончивший свою жизнь в Соловецком лагере.
NB. Многолистные пространства и интерпретация Павла Флоренского “мнимостей” в геометрии. Понятие о многолистных пространствах (в двухмер-ном варианте) впервые появляется в работах Римана, где оно используется для описа-ния многозначных функций комплексного переменного. Риману же принадлежат и первые работы по геометрии многомерных пространств. Однако он не связывал эти два понятия. И многолистные поверхности (получившие впоследствии название “ри-мановых поверхностей”) гениальный математик XIX столетия никак не связывал с геометрической структурой нашего Мироздания.
Мысль о том, что наше физическое пространство может быть многолистным (а, именно, двухлистным) принадлежит религиозному философу и математику Павлу Александровичу Флоренскому.
Павел Флоренский окончил математический факультет МГУ (в 1904 г.), а потом Московскую Духовную академию (1908 г.), где остался преподавать на кафедре исто-рии философии в должности доцента.
После революции Флоренский работал в Главэлектро ВСНХ РСФСР (впоследст-вии ВЭИ – Всесоюзный электротехнический институт). Но всё время работы в совет-ских научных учреждениях Флоренский оставался в сане священника, читал лекции на богословских курсах и служил в церквях Сергиева Посада и Москвы.
В феврале 1933 года Павел Флоренский был арестован и осуждён на 10 лет лаге-рей. Срок отбывал в Соловецком лагере. В декабре 1937 года отец Павел был вывезен из Соловецкого лагеря в Ленинград, расстрелян и захоронен в общей могиле на Лева-шовской пустоши.
В тридцатые годы мой дед Василий Никитович, в прошлом начальник крупного железнодорожного узла в Средней Азии, был осуждён «за саботаж и вредительст-во» и отбывал срок на Русском Севере. И на одной из бесчисленных пересылок дове-лось повстречаться ему с Павлом Флоренским
Тоскливо тянутся часы в пересыльных бараках, заполненных разными людьми, согнанными сюда со всех концов огромной страны. Рядом на нарах рабочий - социа-лист, сражавшийся ещё на баррикадах Красной Пресни и бандит, бравший банк на Невском проспекте, священник известного столичного храма и крестьянин из глухой деревушки Саратовской губернии.
Здесь, за колючей проволокой среди глухой тайги, все равны, их жизнь осталась за тысячами километров железных дорог, и серая тень смерти одинаково витает над головой каждого зека.
Шелест тихой беседы прерывает лишь истошный лай сторожевых овчарок за стенами барака. И темы бесед под стать их судьбе – всё больше о бренности бытия, о вечности и смысле жизни.
– Вот ты говоришь, что после смерти, кто в рай попадёт, а кто и в ад. Ты, ко-нечно учёный, тебе видней. Да только я не верю, выдумки всё это поповские. Где этот рай, ты вот можешь сказать? Нет. И никто этого не знает.
Так говорил Гришка налётчик, своему соседу по нарам, священнику и церковному философу Павлу Флоренскому.
– А раз никто не видел, где он этот рай ваш находится, значит, и нет его вовсе. А зароют нас в землицу мёрзлую и на том конец. И никто не узнает где могилка моя…
– Ну, почему же никто не видел? Вот был такой поэт в Италии, Данте. Он по-бывал Там, вернулся живой и написал поэму о своих похождениях в пучинах ада и вы-сях небесных. – возразил священник питерскому бандиту.
– Да можно ли вообще верить поэтам? – усмехнулся Гришка. – Они такое на-плетут, что и сами потом удивляются. Знал я одного такого поэта, всегда пьяный по кабакам шлялся. Что с пьяна не привидится. А у них в Италии, поди, все вино пьют как воду.
– Ни причём здесь вино. А то, что иной мир есть, так это научный факт. Данте его Эмпиреем называл и лежит он по другую сторону нашего мира.
– Как это по другую сторону? По другую сторону барака овчарки и конвой с винтами ходит. А по другую сторону колючки – тайга, да волки. Вот и весь рай твой.
– Да не о том я. Всё пространство наше, мы можем представить себе двойным, одно действительное, а другое мнимое – числа есть такие, мнимыми называются. Но переход из одного мира в другой возможен только через разлом пространства. Вот представь себе лист бумаги. С одной стороны листа – наш мир, а с другой Эмпирий и попасть туда можно, только разорвав этот лист.
А пространство наше можно электромагнитным полем разрезать. Я об этом даже в Совнарком писал.
– За что и посадили, – подытожил рассуждения философа Гришка налётчик…
Так, или примерно так, пересказывал мой дед, Василий Никитович, беседу Павла Флоренского с известным питерским бандитом, подслушанную им на одной из пере-сылок бескрайнего Русского Севера.
А что такое «мнимые числа» мой дед и сам не знал. Но Павла Флоренского он помнил хорошо. На этапе дед отморозил ноги, и священник лечил их какой-то мазью, которую сам изготовил. Она от гангрены многих зеков спасла.
Двухлистная модель комплексной плоскости изложена П. Флоренским в его ра-боте «Мнимости в геометрии» в 1922 году.
Конечно, реальная пространственно-временная протяженность каждого листа в многолистном Универсуме Мироздания многомерна и обладает опреде-лёнными метрическими и алгебраическими структурами, отличающими геомет-рию на различных листах от привычной для нас евклидовой геометрии. С дру-гой стороны, структура многолистного многообразия должна быть согласована с размерностью вмещающего пространственно-временного континуума и с его локальной дифференциальной геометрией. В свою очередь локальная геометрия пространства и времени определяется динамическими уравнениями, описы-вающими движение материальных тел и полей на пространственно - временной арене Универсума. И этим устанавливается принципиальная связь между мно-гомерной физикой и многолистной структурой континуума пространства и вре-мени нашего Мироздания, его динамическими и алгебраическими свойствами.
Такова в самых общих чертах структура пространственно - временного континуума Мироздания, содержащего кроме нашей Вселенной бесчисленное множество других Миров, расположенных на других листах Универсума. При этом каждый лист имеет свою размерность, своё геометрическое строение, свои локальные динамические законы, определяющие движение материальных тел и полей в пределах этого листа. А переход с одного листа на другой происходит, когда материальное тело преодолевает некоторый скоростной барьер. То, что пространственно-временной континуум Мироздания имеет такую структуру, следует из логики математических конструкций, при помощи которых можно адекватно описать различные физические явления, от глобальных космологиче-ских процессов, до квантовых и субквантовых эффектов, характеризующих фи-зику на самых малых расстояниях.
Во второй части этой книги мы расскажем более подробно (и более про-фессионально) о некоторых аспектах общей теории пространственно - времен-ного континуума, вмещающего нашу Вселенную и множество других миров, расположенных на других листах универсума и в других измерениях Мирозда-ния.
Что же даёт нам знание реальной структуры пространства и времени Мироздания в практическом плане? Основываясь на многолетних научных изысканиях в области физической геометрии, можно утверждать следующее.
Во-первых, мы получаем принципиальную возможность создания двигате-лей нового (не реактивного) типа для космических аппаратов. В основе таких двигателей лежат свойства антигравитации, то есть отталкивания масс при оп-ределённой динамической конфигурации физических полей. При антигравита-ционном взаимодействии источником ускорения является масса Земли на старте космического аппарата с её поверхности или масса Солнца для межзвёздных перелётов. В межпланетных и межзвёздных перелётах с антигравитационными двигателями космическая навигация заключается в использовании полей при-тяжения и отталкивания для разгона и торможения космического корабля, по-добно тому, как парусники эпохи Великих географических открытий, используя пассаты и течения, шли от острова к острову и от архипелага к архипелагу.
Во-вторых, можно показать, что скорость c  300 000 км/сек (то есть ско-рость света) вовсе не является максимальной скоростью движения. Тем не ме-нее, эта величина представляет некоторый предел для непрерывного роста ско-рости, то есть любое тело, обладающее ненулевой массой, не может достичь та-кого значения скорости при непрерывном ускорении в силу неограниченного роста инерции и деформации линейных размеров. Однако, при определённых условиях материальное тело может преодолеть световой барьер скачком, перей-дя в так называемое тахионное состояние. При этом само материальное тело исчезает для наблюдателя, скорость которого меньше скорости света. Тахион-ные состояния материальных тел заполняют один из листов многолистного про-странства-времени; на других листах скорость движения может многократно превышать скорость света. Такое многолистное строение Универсума Мирозда-ния позволяет развивать любую скорость и достичь самых удалённых уголков Вселенной.
В-третьих, многолистная структура Вселенной позволяет нам, в принципе, из любой точки нашей Вселенной попасть в любую точку «параллельной» Все-ленной при определённой динамической конфигурации электромагнитных и гравитационных полей. Два таких последовательных перехода устанавливают «топологический мост», по которому возможно практически мгновенное пере-мещение в пространстве. Если в двух точках в пространстве нашей Вселенной, удалённых друг от друга на любое расстояние, установить приёмник и передат-чик с одинаковой конфигурацией электромагнитных и гравитационных полей, то мы получим транспортный узел практически мгновенных перемещений на любые расстояния.
Да и сам по себе переход в «параллельные» Вселенные, за грань трёхмер-ного пространства, таит в себе множество открытий, которые нам сейчас трудно даже вообразить.
Наконец, законы, регулирующие геометрическую структуру физического пространства, открывают нам почти неограниченные источники энергии, свя-занной с флуктуациями той среды, которую принято называть физическим ва-куумом. Миллиарды лет назад в результате одной из таких флуктуаций роди-лась наша трёхмерная Вселенная с её бесчисленными галактиками, разделён-ными гигантскими облаками вырожденной темной материи – Метагалактика, обрамлённая квазарами, перерабатывающими энергию Большого взрыва в ве-щество, из которого рождаются звёзды. Овладев энергией физического вакуума, человек приблизится к могуществу Творца, как сказано в древнем пророчестве: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас...» И лишь единст-венное обстоятельство, в этом случае, будет отделять нас от подобия Творцу: «...и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от древа жиз-ни, и не вкусил, и не стал жить вечно».